Речевой этикет: тонкости культуры общения
В любом месте, где бы ни находился человек, всегда принято вежливо обращаться к собеседнику. Мы каждый день здороваемся, благодарим, приносим извинения, предлагаем, что-либо просим, прощаемся. Речевой этикет – умение вежливо общаться с собеседником. Использование этикета в каждодневном общении поможет вам выстроить хорошие и доверительные отношения с людьми.Речь человека – это важнейший признак, по которому можно понять уровень развития и грамотности человека. Не стоит недооценивать значение этикета в жизни любого человека, поскольку именно он зачастую выступает связующим элементом в трудовой деятельности и общественной жизни.
Речевой этикет подразумевает под собой комплекс норм, благодаря которым человек понимает, как следует общаться, поддерживать отношения с другими людьми в разных жизненных ситуациях. Правила этикета очень разнообразны, не существует общей единой «формулы» общения. Любая страна богата своими культурными тонкостями общения.
Данный вид этикета очень сильно взаимодействует с самой практикой общения, его составляющие имеются в любом разговоре. Если верно соблюдать правила речевого этикета, то до человека можно грамотно и четко донести то, что вы от него хотите. Взаимопонимание и симпатия также достигаются гораздо быстрее.
Для успешного овладения навыками культурного разговора следует применять формулы речевого этикета. Формулы этикета – совокупность общепризнанных слов и выражений, которые применяются в разговоре.
Они применяются в трех этапах беседы:
· Начало беседы (приветствие). Фразы, которые подбираются для приветствия, зависят от вашего собеседника. Важно учесть его пол, возраст, социальный статус. Стандартное приветствие – «Здравствуйте!» или «Доброе утро!». Подобное обращение является универсальным и подойдет для всех – как для ваших друзей и родных, так и для начальства.
· Основная часть беседы. Здесь формулы зависят от цели разговора.
· Заключение. По общим правилам принято прощаться или договариваться о последующей встрече. Можно употребить универсальные варианты: «До свидания!» или «Всего доброго».
Базовое назначение речевого этикета – формирование связи и контакта между группами людей. Соблюдение общих правил и норм делает собеседника более понятным для других людей. Нормы формируют благоприятную атмосферу, оказывают положительное влияние на человека, с которым ведется беседа. С помощью этикета мы демонстрируем свое уважение и почтение нашему оппоненту. Этикет подчеркивает статус человека.
В целом, можно сказать, что использование простейших норм речевого этикета позволяет избежать возникновения многих конфликтных ситуаций.
Этикет подразделяется на следующие виды:
· Деловой. Его еще называют официальным. Нормирует поведение человека, когда он выполняет свои должностные обязанности. Характерен для официальной документации, ведения переговоров, публичной речи.
· Повседневный. Для него характерна большая свобода действий. Как видно из названия, он активно используется нами в повседневной жизни.
Правильное применение видов этикета помогут улучшить ваши коммуникативные навыки.
Всякие нормы поведения изначально основываются на общепринятых моральных принципах. Элементы речевого этикета не стали исключением.
Главный принцип можно охарактеризовать правильным отношением к собеседнику. При любом разговоре важно ставить себя на место собеседника. Это поможет сгладить острые углы и избежать нежелательных конфликтов.
Языковой этикет состоит из принципов, которые можно назвать «базовыми слагаемыми»: Краткость; Уместность; Грамотность; Точность.
Важно подбирать фразы, подходящие для конкретной ситуации, учитывая статус человека, а также степень вашего с ним знакомства. Речь должна быть краткой, но уместной. Важно при разговоре не потерять смысла.
К собеседнику нужно относиться почтительно, проявляя необходимую долю уважения.
Самыми главными принципами этикета можно назвать доброжелательность и взаимное сотрудничество. Именно эти принципы порождают продуктивное и взаимовыгодное общение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий